Выставки
Мечом и лирой
Мечом и лирой
Аннотация
Леонид Быков, режиссер и исполнитель главной роли любимого многими советского фильма «В бой идут одни старики», рассказывал в интервью: «Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки?». Музыкальная культура поддерживалась в Красной Армии на всех уровнях: появлялись ансамбли художественной самодеятельности, создавались штатные ансамбли, на фронт выезжали агитбригады. В директивных документах указывалось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава… Песня и гармонь должны звучать всюду — в походе, на привале, в промежутках между боями» (Директива ГЛАВПУ РККА начальникам политуправлений фронтов, округов и армий о пропаганде патриотических песен в войсках № 226 5 сентября 1941 г.). Предписывалось «в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь». Гармони придавалось особое значение как народному инструменту, на котором многие умели играть. Традиционно во многих деревнях мальчиков обучали игре на гармони, часто этот навык передавался по наследству. Неслучайно и образ Василия Теркина, одного из самых популярных героев литературы военных лет, ассоциируется для нас с гармошкой: Позабытый деревенский Вдруг завел, глаза закрыв, Стороны родной смоленской Грустный памятный мотив, И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Доказательством любви к гармони служат представленные на выставке фотографии и графика военных лет, где центральное место занимает именно гармонь. Ее мы видим и на выступлениях агитбригад, и на выступлениях художественной самодеятельности бойцов. Под нее выступают и А.М. Парфенов, солист ансамбля песни и пляски ПВО Москвы, и певица агитбригады О.И. Горяченко-Милевская. Их фотографии и документы представлены на выставке. Великая Отечественная война носила народный характер: на фронт уходили добровольцами представители всех профессий, в том числе и профессиональные музыканты. Среди представленных фотографий – снимки Владимира Николаевича Минкевича – военного корреспондента дивизионной газеты «На штурм!». Негативы фотографий были переданы в дар музею семьей фотографа. Интересна серия кадров с участием скрипача Соломона Рузинова, участника группы первых скрипок оркестра Большого театра, в годы Великой Отечественной войны добровольцем вступившего в ряды Московской Пролетарской дивизии. Первые снимки сделаны в первые годы войны. Спустя 33 года, летом 1974-го Владимир Минкевич снова делает снимки Соломона Рузинова, играющего на скрипке в родной дивизии. В сборнике очерков и воспоминаний «Московская Пролетарская» Минкевич описывает свое знакомство с гвардии рядовым санитаром Рузиновым и историю создания снимка «Скрипач С. Рузинов выступает перед солдатами»: «На днях, - оживился Рузинов, - я получил свою скрипку… Рузинов бережно вынул из футляра скрипку и заиграл. Автоматчики – молодые задорные ребята, вернувшись с боевой операции, присели на пеньки. Звуки мелодии Чайковского полились над лесом. … Послышался рокот мотора. – Рузинова срочно к врачу! Скрипка смолкла. – Есть к врачу!». Несколько свободных минут мог посвящать артист поддержанию своего мастерства, но недостатка в слушателях у него не было. Так музыка сопровождала бойцов на всех фронтах Великой Отечественной войны.