Вернуться
18 из 22
Просмотрено 18 из 22
«Кисть художника всегда находит путь...»
«Кисть художника всегда находит путь...»
Аннотация
Выставка посвящена творчеству художника-фронтовика Николая Ивановича Андрияки. На ней представлено 35 работ из собрания Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки. Экспозицию выставки дополняют предметы военного времени из фондов ГМОМ. Н.И. Андрияка (1905-1977) - советский художник-живописец, график, известный преподаватель искусства. Член Московского союза художников, Заслуженный художник РСФСР и участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Военные годы занимают особое место в его творчестве. Уже 25 июня 1941 года он ушел добровольцем на фронт. В декабре 1941 года, когда впервые удалось отбросить врага от столицы, Н. Андрияка был под Москвой, затем сражался под Ржевом, Можайском, Рузой, Вереей… Начав боевой путь рядовым, он закончил его в звании капитана, встретив День Победы в Берлине. В период воинской службы Н.И. Андрияка создал множество зарисовок для будущих картин, а также портретов своих однополчан. Его работы - не просто художественное воплощение увиденного. Они несут в себе определенное настроение - передают дыхание войны, тяжесть фронтовых дорог и солдатских будней. Художник запечатлел в памяти тех, кто прошел с ним по дорогам войны, делил один блиндаж и ходил в разведку. Военная обстановка требовала от автора быстрого, почти мгновенного отклика на события дня. Суровый, наблюдательный взгляд Николая Ивановича зафиксировал руины, блиндажи, эпизоды уличных боев, военную технику. Его карандашные наброски и портреты бойцов, отличившихся в сражениях, почти ежедневно появлялись на страницах фронтовых газет "За нашу Победу", "За честь Родины". По-настоящему Николай Иванович почувствовал себя художником к концу 1944 года, когда достал для работы масляные краски. Тогда появились первые живописные картины «В прифронтовом лесу», «Зенитка», «Взорванный мост». Образ последнего повторен им был в разных вариантах неоднократно – как символ порушенных связей, судеб, семей. Военную летопись художника продолжила серия полотен с изображением опаленных войной городов Европы. По названиям работ можно определить путь фронтового художника вплоть до окончания войны – «Прага, Карлов мост», «Бреслау», «Берлин. 1945», «Улица Берлина», «Рейхстаг». Тема войны не оставляла Н.И. Андрияку и в мирное время. В 1946 годуон создал цикл картин, который можно обозначить одним словом «Сталинград». Оно стоит первым в названии каждой картины: «Разбитая техника», «Брошенные немецкие транспортеры», «У тракторного завода» и др. Сталинград потряс художника степенью своего разрушения, обилием немецкой и нашей техники, превращенной в металлолом, и изрытой, какой-то взъерошенной землей, начиненной искореженным металлом. С 1947 года Н. Андрияка работал в Студии военных художников им. М. Грекова и принимал участие и в создании панорамы «Сталинградская битва». С 1952 года художник полностью отдал себя преподавательской деятельности в МСXШ (бывшая "Школа юных дарований", ныне Московский академический художественный лицей Российской академии художеств при МГАХИ им. В.И.Сурикова). В этот период мастер все чаще обращался к жанру пейзажа, красоте живого мира, поэзии родной природы. Его работы проникнуты необыкновенной любовью к родному Отечеству, они превратились в обобщенный образ русской земли. Уже в течение нескольких десятилетий для подавляющего большинства современных московских художников Н.И. Андрияка остается Первым Учителем в искусстве.
Призвал нас к бою воинский закон
«Иди смелее в бой, рази врага!»
Экспонаты выставки Отобрано: 1